понедельник, 19 декабря 2011 г.

Конкурентная чудо-матрица

Была на днях на тренинге по продажам, там тётенька активно пиарила конкурентную матрицу, говорила, что если взять её у маркетолога, то будет вам (т.е. продавцам, тренинг же по продажам) счастье. И задумалась я, что это за чудо-матрица такая... Пошла гуглить, нашла прекрасный ресурс и поняла, что пробегала когда-то давно эта тренерша мимо отдела маркетинга, услышала это слово и решила, что им она будет продавцов вдохновлять... А теперь по делу.


КСП (конкурентное стратегическое преимущество) товара/услуги возможность коммерчески выгодно продать товар/услугу на конкурентном рынке. Этот параметр можно определить, только сравнивая товар/услугу с конкурентами-аналогами. Поскольку каждый покупатель имеет индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, КСП приобретает еще и индивидуальный оттенок. Ниже представлен «многоугольник конкурентоспособности».


 


«Многоугольник конкурентоспособности» позволяет установить достоинства и недостатки — как свои собственные, так и конкурентов — на основе определенного круга показателей. Число этих показателей, равно как и число самих фирм, может быть существенно расширено с целью более детально раскрыть состояние конкурентоспособности возросшего числа фирм-конкурентов.

Так из схемы видно, что фирма А имеет явные конкурентные преимущества в области послепродажной подготовки, внешней экономической политики, финансов и цен, фирма Б — в области сбыта, концепции и качества, фирма В — в области сервиса. Хорошо видны на схеме и слабые стороны деятельности каждой из трех фирм.


Для начала нужно осуществить анализ основных преимуществ товаров-конкурентов. Для этого составляется таблица (ниже). При наличии у товара ключевых преимуществ об этом делается отметка в соответствующей графе. 

ТоварПростота использования (эксплуатации)УниверсальностьНадежностьПростота обслуживанияНизкая ценаДр.
А
Б
В


Ниже приведён пример такой таблицы для сравнительной оценки характеристик автомобиля ВАЗ-1111 «Ока» и зарубежных малолитражных автомобилей. Из таблицы следует, что отечественная модель «Ока» превосходит зарубежные аналоги по показателям расхода топлива и стоимости, однако уступает им по другим показателям: мощность двигателя, максимальная скорость и снаряженная масса. В целом можно отметить, что огромный разрыв в цене модели «Ока» и других моделей — это не столько ее высокая ценовая конкурентоспособность, сколько ценовая компенсация за имеющиеся недостатки в области технических характеристик и сбыта.

ПоказателиВАЗ-1111 «Ока»«Фиат Пунто»«Опель Корса»«Фольксваген Поло»«Пежо» 106
«Ситроен» АХ
Год начала выпуска19891993199319941991
1986
Мощность, л.с.2955454545
45
Максимальная скорость, км/ч120150145145145
146
Расход топлива, л/100 км4,65,95,26,55,14,2
Снаряженная масса, кг635842835955760690
Цена, DM400033 50028 25022 39527 14015 590


В соответствии с полученными данными компания выбирает для себя стратегию конкуренции и конкурентных преимуществ. Ниже перечислены базовые (основные) варианты.



При этом следует обратить внимание на динамику стратегических преимуществ конкурентов. Так график (ниже) характеризует значение понятия стратегических (конкурентных) преимуществ. А — период, в течение которого происходит формирование стратегического преимущества фирмы; Б — период, в пределах которого конкуренты действуют, используя прежнюю стратегию, — продолжительность этого периода зависит от динамики и характера отрасли; период В наступает, когда конкуренты начинают разрушать конкурентные преимущества данной фирмы. Отрезок Г на вертикальной оси показывает величину этих преимуществ, которая может быть выражена, например, в процентах.





При определении конкурентных преимуществ важно исходить из структуры нужд потребителей; необходимо проверить, действительно ли предполагаемые преимущества являются таковыми с позиций потребителей.


© Татьяна Геок

Понравилось и было полезным - поделитесь с друзьями. Остались вопросы - пишите!

Комментариев нет:

Отправить комментарий