Была на днях на тренинге по продажам, там тётенька активно пиарила конкурентную матрицу, говорила, что если взять её у маркетолога, то будет вам (т.е. продавцам, тренинг же по продажам) счастье. И задумалась я, что это за чудо-матрица такая... Пошла гуглить, нашла прекрасный ресурс и поняла, что пробегала когда-то давно эта тренерша мимо отдела маркетинга, услышала это слово и решила, что им она будет продавцов вдохновлять... А теперь по делу.
«Многоугольник конкурентоспособности» позволяет установить достоинства и недостатки — как свои собственные, так и конкурентов — на основе определенного круга показателей. Число этих показателей, равно как и число самих фирм, может быть существенно расширено с целью более детально раскрыть состояние конкурентоспособности возросшего числа фирм-конкурентов.
Так из схемы видно, что фирма А имеет явные конкурентные преимущества в области послепродажной подготовки, внешней экономической политики, финансов и цен, фирма Б — в области сбыта, концепции и качества, фирма В — в области сервиса. Хорошо видны на схеме и слабые стороны деятельности каждой из трех фирм.
Для начала нужно осуществить анализ основных преимуществ товаров-конкурентов. Для этого составляется таблица (ниже). При наличии у товара ключевых преимуществ об этом делается отметка в соответствующей графе.
Для начала нужно осуществить анализ основных преимуществ товаров-конкурентов. Для этого составляется таблица (ниже). При наличии у товара ключевых преимуществ об этом делается отметка в соответствующей графе.
Товар | Простота использования (эксплуатации) | Универсальность | Надежность | Простота обслуживания | Низкая цена | Др. |
А Б В |
Ниже приведён пример такой таблицы для сравнительной оценки характеристик автомобиля ВАЗ-1111 «Ока» и зарубежных малолитражных автомобилей. Из таблицы следует, что отечественная модель «Ока» превосходит зарубежные аналоги по показателям расхода топлива и стоимости, однако уступает им по другим показателям: мощность двигателя, максимальная скорость и снаряженная масса. В целом можно отметить, что огромный разрыв в цене модели «Ока» и других моделей — это не столько ее высокая ценовая конкурентоспособность, сколько ценовая компенсация за имеющиеся недостатки в области технических характеристик и сбыта.
Показатели | ВАЗ-1111 «Ока» | «Фиат Пунто» | «Опель Корса» | «Фольксваген Поло» | «Пежо» 106 |
«Ситроен» АХ
|
Год начала выпуска | 1989 | 1993 | 1993 | 1994 | 1991 |
1986
|
Мощность, л.с. | 29 | 55 | 45 | 45 | 45 |
45
|
Максимальная скорость, км/ч | 120 | 150 | 145 | 145 | 145 |
146
|
Расход топлива, л/100 км | 4,6 | 5,9 | 5,2 | 6,5 | 5,1 | 4,2 |
Снаряженная масса, кг | 635 | 842 | 835 | 955 | 760 | 690 |
Цена, DM | 4000 | 33 500 | 28 250 | 22 395 | 27 140 | 15 590 |
При этом следует обратить внимание на динамику стратегических преимуществ конкурентов. Так график (ниже) характеризует значение понятия стратегических (конкурентных) преимуществ. А — период, в течение которого происходит формирование стратегического преимущества фирмы; Б — период, в пределах которого конкуренты действуют, используя прежнюю стратегию, — продолжительность этого периода зависит от динамики и характера отрасли; период В наступает, когда конкуренты начинают разрушать конкурентные преимущества данной фирмы. Отрезок Г на вертикальной оси показывает величину этих преимуществ, которая может быть выражена, например, в процентах.
При определении конкурентных преимуществ важно исходить из структуры нужд потребителей; необходимо проверить, действительно ли предполагаемые преимущества являются таковыми с позиций потребителей.
© Татьяна Геок
Понравилось и было полезным - поделитесь с друзьями. Остались вопросы - пишите!
Комментариев нет:
Отправить комментарий