Представьте, что вы стоите перед задачей купить б/у детскую коляску. Вы заходите на сайт купи/продай.ru и начинаете смотреть объявления, размещённые частными лицами, выбирая коляску своей мечты. При принятии решения вы будете оперировать обычной рыночной статистикой – маркой, моделью, сроком эксплуатации, внешним видом. Для колясок, у которых данные критерии совпадают, и цена будет среднестатистической, установленной рынком.
И вот тут возникает парадокс – эта цена будет применена и для колясок в отличном состоянии и для колясок, чьи качества оставляют желать лучшего, но их владельцы стараются скрыть этот факт. К чему мы придём в итоге? Усреднённая цена, скорее всего, не устроит владельцев более качественных колясок и они откажутся от продажи, что приведет к росту доли плохих колясок.
Ситуация будет аналогичной даже если плохие коляски будут продаваться дешевле. Для покупателя все они будут одинаковы, так как он не обладает всей полнотой информации о качестве и не согласится платить больше. Как следствие, хорошие коляски, стоящие дороже, не будут продаваться. В любом случае, рынок оценит ситуацию, спрос снизится, снизится и средняя цена на данную категорию колясок. Снижение цены станет побудительным мотивом для других продавцов снять свои предложения с продажи и так далее по кругу. В итоге мы придем к тому, что на рынке останутся только некачественные коляски, цена, спрос и предложение каковых устаканятся и придут в равновесие. Правда, места для качественного товара не останется.
Джордж Акерлоф является одним из самых оригинальных экономистов современности. Его подход к экономической теории всегда отличается свободой от рамок ортодоксальной экономической теории, междисциплинарностью, умеренным и творческим использованием математики.
Наиболее известная статья Джорджа Акерлофа "Рынок лимонов" (1970). За неё он получил Нобелевскую премию в 2001 году. Не нужно думать, что предметом этой статьи является рынок цитрусовых. "Лимоном" в Америке называют подержанный автомобиль. Со времени этой работы подержанный автомобиль служит образцовым примером наличия информационной асимметрии на рынке.
Наиболее известная статья Джорджа Акерлофа "Рынок лимонов" (1970). За неё он получил Нобелевскую премию в 2001 году. Не нужно думать, что предметом этой статьи является рынок цитрусовых. "Лимоном" в Америке называют подержанный автомобиль. Со времени этой работы подержанный автомобиль служит образцовым примером наличия информационной асимметрии на рынке.
Рассмотрим сначала рынок, на котором продавцы и покупатели располагают одинаковой информацией о товаре: и те и другие знают, что товар неоднороден в качественном отношении, знают, какие качественные характеристики и в каких количествах встречаются в общей массе товара, но не знают индивидуальных свойств отдельных единиц товара. Примером такого рынка может служить рынок электролампочек. Лампочки по технологическим причинам получаются неодинаковыми, и изготовитель, так же как и покупатель, может оценить продолжительность их свечения лишь статистически. При этом существует одна функция предложения лампочек, не зависящая от их качественных характеристик.
Существенно иная картина возникает, когда продавец и покупатель располагают различной информацией о качестве продаваемых единиц товара - наблюдается информационная асимметрия. Здесь типичным является случай, когда покупатель оценивает качество товара статистически, а продавцу известно качество каждой единицы товара индивидуально.
Но существуют лекарства от этой неблагоприятной тенденции - различные институциональные устройства типа гарантий, которые позволяют продавцам хороших товаров дать сигнал покупателю о высоком качестве своего товара. Владельцам плохих товаров невыгодно давать гарантии и поэтому они вынуждены снизить цену и сделать качество своего товара явным.
Источники:
Источники:
- Рынок "лимонов": неопределенность качества и рыночный механизм // THESIS. 1994. Вып. 6. С. 91-104.
- Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм (George A. Akerlof. The Market for «Lemons»: Quality Uncertainty and the Market Mechanism // The Quarterly Journal of Economics, v.84, August 1970, p. 488-500. Перевод Е. И. Николаенко) http://igiti.hse.ru/data/413/313/1234/5_1_4Akerl.pdf
- Рынок лимонов глазами нобелевского лауреата
Комментариев нет:
Отправить комментарий