среда, 22 мая 2013 г.

Рынок "лимонов" или анализ рынков с несимметричной информацией


Представьте, что вы стоите перед задачей купить б/у детскую коляску. Вы заходите на сайт купи/продай.ru и начинаете смотреть объявления, размещённые частными лицами, выбирая коляску своей мечты. При принятии решения вы будете оперировать обычной рыночной статистикой – маркой, моделью, сроком эксплуатации, внешним видом. Для колясок, у которых данные критерии совпадают, и цена будет среднестатистической, установленной рынком.

И вот тут возникает парадокс – эта цена будет применена и для колясок в отличном состоянии и для колясок, чьи качества оставляют желать лучшего, но их владельцы стараются скрыть этот факт. К чему мы придём в итоге? Усреднённая цена, скорее всего, не устроит владельцев более качественных колясок и они откажутся от продажи, что приведет к росту доли плохих колясок. 

Ситуация будет аналогичной даже если плохие коляски будут продаваться дешевле. Для покупателя все они будут одинаковы, так как он не обладает всей полнотой информации о качестве и не согласится платить больше. Как следствие, хорошие коляски, стоящие дороже, не будут продаваться. В любом случае, рынок оценит ситуацию, спрос снизится, снизится и средняя цена на данную категорию колясок. Снижение цены станет побудительным мотивом для других продавцов снять свои предложения с продажи и так далее по кругу. В итоге мы придем к тому, что на рынке останутся только некачественные коляски, цена, спрос и предложение каковых устаканятся и придут в равновесие. Правда, места для качественного товара не останется.

Я описала теорию Джодрджа Акерлофа в действии. Рассмотрим её чуть более подробно.

Джордж Акерлоф является одним из самых оригинальных экономистов современности. Его подход к экономической теории всегда отличается свободой от рамок ортодоксальной экономической теории, междисциплинарностью, умеренным и творческим использованием математики.

Наиболее известная статья Джорджа Акерлофа "Рынок лимонов" (1970). За неё он получил Нобелевскую премию в 2001 году. Не нужно думать, что предметом этой статьи является рынок цитрусовых. "Лимоном" в Америке называют подержанный автомобиль. Со времени этой работы подержанный автомобиль служит образцовым примером наличия информационной асимметрии на рынке. 

Рассмотрим сначала рынок, на котором продавцы и покупатели располагают одинаковой информацией о товаре: и те и другие знают, что товар неоднороден в качественном отношении, знают, какие качественные характеристики и в каких количествах встречаются в общей массе товара, но не знают индивидуальных свойств отдельных единиц товара. Примером такого рынка может служить рынок электролампочек. Лампочки по технологическим причинам получаются неодинаковыми, и изготовитель, так же как и покупатель, может оценить продолжительность их свечения лишь статистически. При этом существует одна функция предложения лампочек, не зависящая от их качественных характеристик.

Существенно иная картина возникает, когда продавец и покупатель располагают различной информацией о качестве продаваемых единиц товара - наблюдается информационная асимметрия. Здесь типичным является случай, когда покупатель оценивает качество товара статистически, а продавцу известно качество каждой единицы товара индивидуально.


Но существуют лекарства от этой неблагоприятной тенденции - различные институциональные устройства типа гарантий, которые позволяют продавцам хороших товаров дать сигнал покупателю о высоком качестве своего товара. Владельцам плохих товаров невыгодно давать гарантии и поэтому они вынуждены снизить цену и сделать качество своего товара явным.


Источники:

Комментариев нет:

Отправить комментарий