Skip to main content

Аналогии между биологией и рекламой


Часто любят проводить аналогию между поведением покупателя при выборе покупки и поведением женщины при выборе партнёра. Послушав одного известного биолога, понимаешь, на самом деле правильно проводить аналогию не с женщиной, а с самкой, например, павлина или оленя.

Поясняю. Обычный половой отбор очень похож на отношения "покупатель-продавец": самки в дефиците, самцы гонятся за количеством, самки выбирают.
  1. Выбирающая самка оценивает самца по индикаторам приспособленности (так называемая "красота"), которые ему дорогого стоят (огромный хвост у павлина - "гандикап против самцов-обманщиков"). Рекламный аналог - огромные затраты на брендирование или дорогой офис/магазин в престижном районе.
  2. Плюс для полового отбора нужна не только "красота" (чтобы самка выбрала), но и "оружие" (олени с гиганскими рогами, которые используются только для бодания с другими самцами, а не против хищников). Динамическое равновесие с "оружием" достигается благодаря балансу двух крайностей: как минимум уметь припугнуть/отжать конкурента (ну или уметь постоять за себя - то есть иметь внутреннюю уверенность в себе; иначе - вылетаешь с рынка), как максимум не разориться в этой конкурентной борьбе.

У человека всё сложнее. 

Конечно, в первом, самом простом (!) приближении, половой отбор человека чисто физиологически похож на обычный животный половой отбор (у самок детей мало, у самцов теоретически - очень много, самцы могут гнаться за количеством).

Но, во-первых, исследование поведения людей показало, что кто за кого платит (прямо или косвенно - в виде приданного, например) прямо зависит от внутренней уверенности каждого из партнёров в своей неотразимости. Причём вне зависимости от пола. А значит у человека обычная ситуация, заложенная природой, когда самцы-мужчины склоны к большим затратам на детей (хотя человек очень изменчив, для упрощенной модели важен общий тренд и главная его составляющая - большие затраты второго партнёра в нечто третье, как самца - в детей).

Во-вторых у людей есть куча маркеров "сочетания" (тот самый запах, да и вообще "любовь зла, ...").

По этим двум параметрам половые отношения у людей ближе не к "покупатель + продавец", а "сооснователь + инвестор" - тут и затраты "инвестора" в нечто третье, и маркеры "сочетания" (презентация и защита бизнес-плана), и даже измены и разводы по суду с алиментами (вспомни "Социальную сеть").

Поэтому аналогия покупателя как женщины - плохо работающее упрощение, на самом деле.


Павлины и олени.

Лучше брать аналогию с нестайными животными или птицами: павлины (раздутые рекламные бюджеты = "красота") или олени (острая конкурентная борьба, направленная не на покупателя, а на психологическое подавление конкурента = "оружие").
Павлины и олени наглядно показывают, почему бизнесу приходится вкладываться в избыточные, с точки зрения потребителя, дорогостоящие маркетинговые активности.  
Пример павлинов - бренды, имиджевая реклама, иногда даже качество упаковки. 
Пример оленей - гонки в чём-либо слабо понимаемом конечными потребителями: например в технических характеристиках (авто, компы, мобилы, Hi-End-апаратура), свежести новостей (СМИ), качества или уникальности контента (музыкальные лейбы, киностудии, издательские дома, галереи живописи, архитектурные бюро), чувства стиля и элитарности (luxury сегмент).

Отвечу на вопросы в комментариях. 

Comments

Popular posts from this blog

Как сделать блог популярным (пошаговая инструкция)

Небольшая выжимка советов на основе материала John Teh "Как сделать блог (сетевой дневник) посещаемым и популярным – 24 совета" (оригинал статьи rssblogsubmit.com ) + мои дополнения и замечания. Шаг 1 – Как и откуда начать ? Начать стоит с сервиса бесплатных блогов. Это позволит сконцентрироваться на содержании блога, не беспокоясь о вопросах программирования или хостинга. Я выбрала  blogger  как наиболее удобный и простой, кроме того он предоставляет подробную статистику посещения, которая помогает анализировать динамику блога.

Психографические типы (по Е. Громовой): влияние на поведение потребителей

В начале XXI века компания WorkLine Research ( COMCON-SPb) разработала методику «Ценностная структура жизненного пространства личности», в основу которой легла классификация людей по 6 психографическим типам (психографика – зависимость потребительского поведения от психологического типа): Гедонист (ценитель удовольствия) Независимый (новатор) Интеллигент (одухотворённый традиционалист) Обыватель (нормальный материалист) Карьерист (целеустремлённый прагматик) Подражатель (имитатор) Основное отличие типов в том, какую ценность они считают для себя ведущей: Любовь (к людям, ситуациям, комфорту, развлечениям, признанию, вещам) Свобода (поведения, перемещения, выбора занятий и круга общения, реализации идей) Гармония (окружения, взаимоотношений, баланса жизни, результатов труда) Богатство (деньги, вещи, дачи, количество детей и родственников) Власть (над людьми, процессами, ситуациями, развитием своей жизни) Слава (признание, внимание, одобрение) Общие ценности и ценности-антагонисты опреде...

SWOT-анализ «Майкрософт Рус»

Давно пользуюсь в своей деятельности таким замечательным инструментом маркетинга, как SWOT-анализ. А тут  случайно наткнулась на  SWOT ООО «Майкрософт Рус» . Составили его на основе информации, полученной из различных интернет-изданий, деловой периодики, книг, электронных баз данных, гостевой лекции Николая Прянишникова, президента Microsoft в России, гостевой лекции Владимира Химаныча, директора по HR «Майкрософт Рус», интервью с представителем компании Алексеем Трубиновым.